ФЕНОМЕН XX ВЕКА - ЧЕЛОВЕК-МАССА
главная страница НОВОСТИ Гостевая книга текстовые ресурсы сайта
Рассматриваемая проблема: феномен XX века - человек-масса. Почему сейчас актуально говорить об этом типе людей, ведь они были всегда? Потому, что сейчас то время, когда они сами актуализируются, такое время, что никто и нигде не может обойти их стороной. Общественные массы везде, и даже там, где ранее было только избранное меньшинство. Массы навязывают теперь себя, а не следуют за кем-то. Мы захвачены массовидным процессом, который стремиться ассимилировать каждого. Раскрыть, что есть человек-массы, значит понять духовную ситуацию современной эпохи, понять себя, а, следовательно, и свой путь дальше.

Кто такой? Как появился? Куда идет? Вопросы, вопросы…


1) ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА-МАССЫ: ВНЕШНЕЕ ОПИСАНИЕ.

"В силу ряда причин человек-масса - это тот, кто не может оценить себя, как с плохой, так и с хорошей стороны, это тот, кто чувствует себя "таким как все" и отнюдь не переживает из-за этого". ([5] с.43)

«Характерным для нынешнего момента является то, что посредственность, зная, что она посредственность, имеет нахальство повсюду утверждать и всем навязывать свое право на посредственность". ([5] с.47)

"... человек, которого мы анализируем, привык не обращаться ни к какому авторитету, кроме своего собственного. Он и так доволен собой, ему нравиться быть таким, каков он есть". ([5] с.88)

"Чем больше живешь и наблюдаешь чужую жизнь, тем чаще и чаще замечаешь, что большинство людей не способны ни на какое усилие воли, кроме того, которое является непосредственной реакцией на внешнюю необходимость". ([5] с.92)

"Врождённая герметичность его души не позволяет ему сделать то, что было бы первым условием, способствующим к раскрытию собственных недостатков, - сравнить себя с другими людьми". ([5] с.95)

"Дело не в том, что чернь чувствует себя в чём-то выдающейся и неординарной, а в том, что она навязывает своё право на вульгарность и провозглашает вульгарность как право". ([5] с.96)

"У среднего человека появилось свое, и весьма определенное, мнение по поводу того, что происходит в мире". ([5] с.97)

"Применительно к этим людям нельзя больше говорить о личности и субъективности в прежнем смысле. Такой человек не устремляет свою волю на то, чтобы хранить самобытность и прожить свою жизнь по-своему, преобразовав окружающий мир так, чтобы он вполне соответствовал ему и по возможности ему одному. Скорее напротив: он принимает и предметы обихода и формы жизни такими, какими навязывает ему рациональное планирование и нормированная машинная продукция, и делает это, как правило, с чувством, что это правильно и разумно. Не имеет ни малейшего желания жить по собственной инициативе. Свобода внешнего и внутреннего движения не представляет для него, по-видимому, изначальной ценности. Для него естественно встраиваться в организацию - эту форму массы - и повиноваться программе, ибо таким способом "человеку без личности" задаётся направление". ([6] с.145)

У человека-массы "одномерное мышление", как называет его Маркузе (см. [7]). Это мышление - линейно, операционо, обладает однозначностью понятий (или очень ограниченным количеством значений) и контекстом предложений, осуществляет примитивные ассоциативные связи.

Обычный человек-масса есть человек материальный, поэтому он очень чувствительно относится ко всему, что связано с физическим миром и его характеристиками: пространством и временем. Любой народ развивался интенсивнее при переселении с целью увеличения жизненного пространства. Вспомним Возрождение Европы при начале эпохи кругосветных путешествий (не важно успешно или нет, главное решиться на саму идею). Россия - освоение Сибири. А так же полеты в космос, что имело существенное значение для современного человечества. Это и обычное путешествие для отдельного человека. Путешествия в реальности, в книгах и кино и т.д. А какое самое удивительное путешествие, знаменующее полную власть над Миром - путешествие во времени! А все эти приспособления телефон, телевизор, автомобиль и т.д. и т.п., что как не обретение власти над пространством и временем, и обретение способности общаться через расстояния.

Величина, которая в физике выражает взаимосвязь пространства и времени, есть скорость. Современная эпоха - эпоха Скорости. Еще одно наблюдение. Все общедоступные, общелюбимые спортивные соревнования либо на скорость - на рекорд, либо командные. Реализуется поклонение скорости и массовости, как на поле так и вне: ведь спорт не мыслим без болельщиков! Анализ феномена спорта, возможно, может дать очень много материала для понимания природы человека-массы.

Человек-масса формирует "варварскую" среду современного общества - вандалы болельщики и слушатели стадионных концертов – чем не квинтэссенция человека-массы. Сам же он формируется в определенных условиях. Мы переходим в начале к рассмотрению внешних условий, в которых формируется человек-масса: а) массовая культура; б) индустриально-коммерческое общество.


2. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ: А) МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Одной из причин status quo, формирующее психику - воздействие массовой культуры.

"Точную дату этого события установить трудно, поскольку процесс, повлекший за собой перемены, происходил медленно. Несомненно, лишь то, что он был связан с большими социальными переменами, приведшими к появлению "среднего класса. ... К середине XVIII в. ... появились писатели и драматурги, которые специализировались на удовлетворении нужд новой аудитории. Именно тогда и был поднят вопрос об угрозе, которую популярное искусство несёт цивилизации. ... Монтеню первому удалось сформулировать основные положения этой проблемы ... сделал первый выстрел в этом столкновении оценок моральных, эстетических, психологических и социальных функций развлечения." ([3] с.17)

"Короче говоря, перемены, происшедшие в мире культурной коммуникации в XVII в., привели к переходу от любительской инициативы и ограниченной аудитории к организованному предпринимательству и потенциально безграничной аудитории." ([3] с.19)

"В книге "Философия художественной истории" Арнольд Хаузер пишет: "История современного массового (популярного) искусства начинается около середины XIX в. с возникновением идеи, что искусство означает отвлечение, с преобладанием желания найти в искусстве скорее средство рассеивания, чем концентрации, скорее развлечения, чем образования и углублённого анализа." ([3] с.28)

"При выведении соответствующей "формулы" для радио Г.Оверстрит исходил из того, что для радиослушателей "максимально привлекательно то доставляемое им удовольствие, которое возбуждает поверхностные эмоции и не подвергает испытанию умственные способности" Поэтому в отличие от газеты, которая "обрела свои финансовые интересы в новостях о необычном, радио нашло их в насаждении посредственности"." ([3] с.39)

Деградация культуры проявляется во всё большей доли зрелищности, а не смысла. Фельетоны "... особо любимая часть материалов периодической печати, производились миллионами штук, составляли главную пищу любознательных читателей, сообщая или, вернее, "болтали" о тысячах разных предметов ... мы поражаемся не столько тому, что находились люди ежедневно его (такого чтива К.В) проглатывающие, сколько тому, что авторы с именем, положением и хорошим образованием помогали "обслуживать" этот гигантский спрос на ничтожную занимательность." ([4] с.29) "Тысячи людей ... склонялись в свободные часы над квадратами и крестами из букв, заполняя пробелы по определённым правилам. Поостережёмся видеть только комичную или сумасшедшую сторону этого занятия и воздержимся от насмешек над ним. Те люди с их детскими головоломками и образовательными статьями вовсе не были ни простодушными младенцами, ни легкомысленными феаками, нет, они жили в постоянном страхе среди политических, экономических, моральных волнений и потрясений, вели ужасные войны, в том числе гражданские и образовательные их игры были не просто бессмысленным ребячеством, а отвечали глубокой потребности закрыть глаза и убежать от нерешённых проблем и страшных предчувствий гибели в как можно более безобидный и фиктивный мир." ([4] с.30)

"Что говорят о значении культурного процесса сами его создатели? Довольны ли они тем детищем, которое породили? Послушаем их самих. Флобер убеждён, "что человечество вступает в эру тупости ... Существуют ещё глупцы, - говорит он, - воображающие, что мир можно улучшить распространением образования. А что бы вышло из этого? То, что ещё несколько сотен тысяч будут в состоянии поглощать уличные листки вроде "Petit Journal". Пресса не что иное, как гасильник разума." ([2] т.3, с.27) "Увеличение преступности при развитии и "усовершенствовании" юриспруденции, умножение числа малокровных, чахлых и больных - при ежедневных "успехах" медицины; увеличение убийств, ненависти к себе подобным братьям, войн при наличии обществ, покровительствующих даже животным, - это ли не дьявольская ... насмешка над идеей прогресса" ([2] т.3 с.31)

Что же вызвало к действительности эту "культуру"? Это коммерческая действительность, остро нуждающаяся в массовом потребителе, в массовом мировоззрении.

Б) КОММЕРЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.

"Массовое производство и распределение претендуют на всего индивида" ([7] с.14) и на каждого. Суть коммерческой деятельности: извлечь максимум прибыли, при минимуме затрат на себестоимость продукта. Минимальная себестоимость получается только при опте (или воровстве, разбое). Опт - это один и тот же товар в "бесконечном" количестве - тот, который покупается всеми. "Бесконечное" количество требует массового покупателя. В легальных экономических отношениях принцип индивидуального подхода не рентабелен (нонсенс нашего времени – общедоступный «эксклюзив»).

Следовательно, экономические отношения заключают в себе, с необходимостью, массового потребителя. Человек вынужден, даже если и не хочет, пользоваться массовой продукцией и услугами, он воспитывается в среде массового образа жизни, новые поколения принимают это, как само собой разумеющееся, это становится характеристикой мировоззрения. «Новое поколение выбирает…» – все, целиком одно и тоже!

Человеку становиться обычно жить в толпе: тел много, но не одного лица - рождается отчужденность, которую люди несут с собой в личные и семейные отношения. В семейные отношения не только прокрадывается деловитость внешнего мира, но и рыночные отношения: вынес помойное ведро – получи, принес «5»-ку – больше получи или меньше - у кого что ценится.

Принципиальность не в почете, любое не согласие можно сгладить определенной мздой. Деньги, являясь с психологической стороны, заменителем добровольности (а по сути - сила обезличения, "Деньги не пахнут"?), воспитывают навыки определения меры денежного эквивалента при отсутствии добровольного согласия в том или ином вопросе и не только в коммерческих взаимодействиях – и в нравственной сфере. «Все и все имеют свою цену» - вполне логичный вывод из такого мировоззрения, принципиально полагающего безразличие осуществляемой деятельности для личной жизни и смерти – все равно: будь то выращивание яблони либо убийство.

Идея индивидуального материального благополучия - вот идеология современного общества. Идёт процесс воспитания не человека, а члена потребительского общества - потребителя. Один из американских президентов так выразил эту мысль: «Человек, имеющий доллар – уже не человек – это потребитель». Бизнесмен – вот действующее лицо на сцене, умело превративший массу в своего союзника, свою идею в его идеологию. "Вооруженный дорогим пороховым оружием богатый буржуа уничтожил элиту властвующую, а вульгарной массой элиту культурную". [5]

Идея материального благополучия восхитительна, очень созвучна интересам человека-массы, но почему за деньги?!! «Уровень развития современной индустрии способен удовлетворить в необходимом, (!) именно необходимом, каждого человека на планете… что касается первых жизненных потребностей, не видно причины, по которой производство и распределение товаров и услуг должно осуществляться ... путём конкуренции". ([7] с.3)»

Коммерческое общество не гарантирует человеку устранение неудовлетворённости в материальной сфере, на что оно как бы имеет претензии. Само бытие этого общества состоит в удовлетворении потребностей - в постоянном и бесконечном. Удовлетворение потребностей или гарантированное обладание ими человеком - крах для коммерческого общества. Через отсутствие гарантий на, даже самые необходимые материальные блага, человек вовлечён в круговорот, не нужных ему, событий. Для тех, кто уже удовлетворён необходимым - создана индустрия моды и престижа.

"... политические потребности общества превращены в индивидуальные потребности и стремления" ([7] с. XI). "Мы можем различать истинные и ложные потребности. "Ложными" являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления" ([7] с.6). Такие потребности, по Маркузе, есть репрессивные, они усваиваются человеком, как свои, а на самом деле являются его подавлением. "Такие потребности имеют общественное содержание и функции и определяются внешними силами, контроль над которыми недоступен индивиду;" ([7] с.7) В человеке укореняется спонтанное воспроизводство навязанных потребностей.

Для всех создан круговорот из искусственных проблем и уже готовых, услужливо подаваемых средств их решения, только плати. Но! Человеку не гарантировано когда-нибудь окончательно их решить, зато ему абсолютно гарантирована бесконечная борьба, бесконечный напряжённый труд, чтобы выжить. Это похоже как, если бы человеку, у которого в доме и в помине нет тараканов предлагают средства от них (не избавления, а борьбы!):

- Купите (отдайте деньги, которые вы могли бы использовать для чего-то более важного для себя, например, для самообразования) и у вас не будет тараканов (а заодно и времени заниматься чем-нибудь ещё).

- Спасибо не надо, у меня их и так нет."

- "Нет?"

- "Нет!"

- "БУДУТ!"

Современный человек не может быть уверен ни в чём и главное у него разрушается надежда, когда-нибудь с этим покончить, проблемы возникают, как из мешка фокусника: мгновенно, непредсказуемо, только фокусник, скорее, не в цилиндре и фраке, а в кожаной маске с прорезью для глаз. У человека воспитывается состояние тотальной воинственности. Цинизм и рвачество становятся нормой: «с волками жить – по-волчьи выть».

Ещё один фактор, обуславливающий отупение человека - интенсивность жизни. Ранее, ещё в XIX веке, в начале становления индустриального общества, человек мог поразмышлять, медленно тащившись в карете по необъятным просторам, если возникала у него такая потребность. Теперь у него нет ни времени, ни возможности. Бедность и скудность душевного мира, у современного человека, ярко выражает определённое устремление, когда это время все-таки появляется, - человек хочет его убить! Ему жизненно необходимо это сделать! Иначе можно сойти с ума.

Но коммерческое общество не бросает своих клиентов на произвол Судьбы. Напряжённая жизнь компенсируется лёгкостью достижения удовольствия, если есть деньги конечно. Человека ждут бесчисленные виды забытья, которым он отдаётся.

ЗАБЫТЬСЯ, ЧТО БЫ СНОВА ПРОДОЛЖАТЬ БЕЗУМНУЮ ГОНКУ ЗА ДЕН. СРЕДСТВАМИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ЗАБЫТЬСЯ ОТ ЭТОЙ ГОНКИ ЗА ЭТИМИ СРЕДСТВАМИ!

Порочный круг, а время и силы уходят неумолимо! Тут уместно заметить, если человек теряет силы, значит, это кому-нибудь надо. Один из древнегреческих философов, стоя на улице, окликал прохожих: "Человек, куда ты спешишь так, словно боишься опоздать и не успеть сделать что-то важное прежде, чем умрёшь?"

Современное индустриальное общество с его материалистической наукой, претендуя на руководство человеком, не помогает ему решить самой главной проблемы: проблемы смерти и бессмертия. Обыденный человек живёт так, словно он вечен, а нравственность держится только на глубоком осознании своей личной смертности.

Но, что же удерживает всё это? Ведь в государстве то, что не одобряемо властью не может существовать. Мы переходим к рассмотрению влияния на человека, его внутренний мир, следующего фактора, который удерживает и осуществляет и индустриально- экономический социальный строй, и массовую культуру - государство.

Для продолжения принимаются Ваши мнения: что Вы думаете о государстве - его сути, предназначении и взаимосвязи с массовой культурой, коммерческим обществом и т.д.


Цитируемая литература:

[2] Еп. Варнава (Беляев) "Основы искусства святости" В 4-х т./ "Братства во имя св. князя Александра Невского. Н.Новгород, 1997.
[3] Кукаркин А.В. "Буржуазная массовая культура"/ М.:Политиздат,1985.
[4] Гессе Г. "Игра в бисер"/ М.: "Правда", 1992.
[5] Ортега-и-Гассет Х. "Восстание масс"// "Антология литературно- эстетической мысли"/ М.: "Радуга", 1991.
[6] Гвардини Р. "Конец нового времени"// "Вопросы философии", 1990, N 4.
[7] Маркузе Г. "Одномерный человек"/ М.: "REFL-book", 1994.





Hosted by uCoz